Что вы знаете про хип-хоп?

07.11.2018
Что это для вас? Музыка… танец… «читка текста»?

На самом деле понятие hip-hop гораздо глубже. Это целая культура, зародившаяся в далёкие 70-е в негритянских и латинских рабочих кварталах Нью-Йорка. Хотя уличная культура существовала испокон веков во всех странах, но в США, где есть гетто, она имела особую изолированность от общества. Может именно поэтому она так стремительно распространилась, и продолжает развиваться по сей день, за счет своей самобытности, духа свободы и протеста.

Хип-хоп объединяет музыку, танец, стиль жизни и идеологию. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл.

Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры: один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной авто-эмалью в баллончиках. Их почти ничего не объединяет, кроме общей культурной хип-хоп составляющей.

DJ Африка Бамбаатаа, получивший прозвище «отец хип-хопа», определил эти пять элементов хип-хоп культуры:

▪ MC’инг («Rapping» – рэп)
▪ Ди-джеинг (DJing)
▪ Граффити (Writing)
▪ Танец (Breaking, Up-Rocking, Popping, Locking)
▪ Знания

Последний пункт по его ощущению означает, что существует недостаток знаний о хип-хоп культуре, его философии. Именно ему уделим в статье особое внимание.

Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (Kool Herc) считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей» (DJ). Он привнес с собой ямайский стиль, где DJ — «хозяин музыкальной системы», вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их, произносил в микрофон интересные речи. Вскоре его стали называть МС («master of ceremony»). А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп».

Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (R’n’B). Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине, Манхэттэне.

Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы — так называемые брэйки — между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин «B-Boy» (би-бой), «Break boys» — для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название breakdancing style (breaking). Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.

Году к 1972-му b-boys стали оформленным движением — со своей музыкой, одеждой и оторванным, бесшабашным стилем жизни. Десятилетие спустя этот стиль был заснят в наивном, но культовом фильме «Beatstreet»: малолетние негритята и латиносы живут черт-те где, тусуются по каким-то зимним нью-йоркским помойкам, пар изо рта идет, воровато встряхивают свои баллончики, чтобы заграфитить очередную стенку или машину, гоняют друг перед другом детские понты - и беспрерывно танцуют...

В 1974 году была создана полурелигиозную организацию «Zulu Nation» — это начало идеологизации хип-хопа. Задачей «Zulu Nation» было культивирование брейка, рэпа, граффити и других «африканских» искусств — с целью воспитания в черных парнях национальной гордости и отвлечения их от бессмысленной агрессии, преступности, и кокаина. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются универсальным средством для преодоления барьеров между людьми!

Бамбаатаа даже заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь, братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который заполнял улицы.

История хип-хопа — уникальный пример того, как буквально за одно поколение босяцкий фольклор становится поп-мэйнстримом, дворовые скоморохи — суперзвездами, а горячая смесь традиций отливается шоубизнесом в формы массовой культуры. Возникнув в городской среде США, она за двадцать лет пересекла континеты и укрепилась в различных странах. Образовательные системы целых стран вынуждены меняться под воздействием хип-хопа, подстраиваясь под хип-хоп поколения (hip-hop generation). Хип-хоп культура совершила переход от гетто — пространства малообразованных афро-американцев, мигрантов, к стенам крупных университетов США и Европы, основав отдельную академическую дисциплину Hip Hop studies.


Текст: Анна Дубровина, преподаватель студии танца «el Cuba» по хип-хопу для детей.

МЕНЮ

Клёво!

Сообщение отправлено. Спасибо!